Как научиться принимать действительность

mir v dushe
Больше контента на канале в телеграм

«Любая ситуация может стать шансом полнее проживать настоящее», -уверен Кристоф Андре, французский психиатр и психотерапевт. Среди множества его книг – «Советы психологов»  2013, «Медитация день за днем» 2011, «Как общаться с трудными людьми» 2007. В интервью порталу Psychologies  Кристоф  делится знаниями, как научиться принимать действительность и создать прочный мир в своей душе.

Судя по вашим книгам, буддистская философия изменила вашу жизнь, вы даже побывали в Дарамсале, резиденции Далай-ламы. Что произвело на вас самое сильное впечатление?

Кристоф Андре:  Больше всего меня взволновала встреча с мастером Трулшиком Ринпоче. Ему 85 с лишним лет, а у него такой живой взгляд! Я разговаривал с ним о физическом страдании и о депрессии. «Чем больше мы продвигаемся в принятии непостоянства, тем меньше это страдание тяготит нас», – объяснил он мне. Все проходит, и радости, и горе. Это должно вызывать у нас не разочарование, а легкость и доверие к миру.

Каким образом интерес к буддизму повлиял на вашу работу как психотерапевта?

К. А.:  Прежде всего, я осознал необычайную важность сострадания. Пожалуй, я всегда старался проявлять симпатию по отношению к пациентам, но сейчас лучше понимаю, чувствую их страдания. Теперь мне проще помогать им, облегчать их боль – раньше мне мешало ощущение собственного бессилия и иногда – раздражение. В институте нас учили внимательно выслушивать жалобы пациента. Однако надо идти дальше, проявлять к нему тепло и готовность принять его таким, какой он есть.

Несколько лет назад у меня возникли проблемы со здоровьем. Я сам превратился в пациента и столкнулся с врачами, которые иногда даже не смотрели мне в глаза. И вот в один из дней мне должны были делать пункцию спинного мозга. Ее проводила очень милая, приветливая медсестра, от нее исходило настоящее человеческое тепло. И я просто физически почувствовал, как мои тревоги развеялись и меня накрыла ласковая волна. Теперь я говорю студентам: «Когда к вам входит пациент, идите ему навстречу, протяните руку…» Тот, кто страдает, должен встречать теплый прием.

Буддисты настаивают на важности сострадания. Но кроме того, они советуют всерьез работать со своим сознанием. Перекликается ли это с вашей практикой психотерапевта?

К. А.:  Да, я был поражен, когда обнаружил сходство между когнитивной терапией и тем, что буддисты называют «тренировкой сознания». Для того чтобы иметь ясное сознание, мы должны понимать, что есть реальность, а есть наше суждение об этой реальности. И нельзя путать одно с другим. Если кто-то меня задел, обидел, это не значит, что он плохой или что я заслуживаю его упреки. Единственная реальность – это то, что он мне сказал, и то, что я почувствовал. Все остальное – лишь умопостроения, часто отравляющие нашу душу. Цель когнитивной терапии состоит в том, чтобы научить нас уходить с этих проторенных путей нашего сознания, освобождаться от автоматических реакций. Кстати, в этом нет ничего нового. Еще Марк Аврелий и Эпиктет говорили, что нас мучают не вещи, а представления о них. Чем лучше мы умеем управлять своими мыслями, тем больше свободы мы ощутим по отношению к происходящему. Когда я обнаружил, что такие же взгляды существуют и в буддизме, это произвело на меня сильное впечатление. Один из величайших буддийских наставников ХХ века Дилго Кхьенце Ринпоче (Dilgo Khyentsé Rinpoché) утверждал: «Цепочки мыслей и чувств бесконечно меняются, подобно облакам, меняющим свою форму под воздействием ветра, но мы тем не менее придаем им большое значение… Как только вы осознаете пустоту этих мыслей, они потеряют над вами власть и не будут сбивать с толку».

Неужели достаточно просто следить за своими мыслями, чтобы освободиться от них?

К. А.:  Нет, но это первый шаг к достижению ясности сознания. Затем приходит черед упорной работы над нашими психологическими и эмоциональными автоматизмами. В нашей западной цивилизации принято думать, что душевное равновесие зависит от темперамента, склада характера или от того, что мы пережили в прошлом, и значит, возможность внутреннего благополучия зависит от того, как сложилась судьба.

Для буддиста же тут нет никакой неопределенности:

мир в душе – это не дар судьбы, а результат работы над собой!

Осознание того, что можно так относиться к душевному равновесию, изменило мои собственные психологические механизмы, но главное – суть моих разговоров с пациентами. Я им объясняю, что от одного понимания, кто они такие и откуда, им не станет лучше, хотя этот момент первого просветления сознания и очень важен. Терапия, которую я им предлагаю, это обучение, обучение равновесию – эмоциональному и в отношениях между людьми. Это требует регулярных встреч, но помимо них пациент, подобно музыканту, играющему гаммы, должен заниматься ежедневными упражнениями.

 Как это происходит?

К. А.:  Существует множество разнообразных индивидуальных упражнений, их выбор зависит от того, как далеко вы хотите продвинуться.

Есть упражнения для просветления сознания (записывать свои мысли и чувства, вызванные ситуацией), упражнения по осознанию того, как нам повезло (выделять время, чтобы полюбоваться красотой мира), упражнения на релаксацию. Это порой очень простые вещи, но они помогают по-настоящему осознать, как много маленьких усилий необходимо, чтобы вырваться из плена наших ограничений, заблуждений, ошибочных действий. Ведь от них всю жизнь страдаем не только мы, но и те, кто нам дорог. Тут мы уже выходим за пределы психотерапии: улучшать человечество, улучшая себя, – это чисто буддистский подход…

А медитация?

К. А.:  О, это третья великая психотерапевтическая революция в моей жизни! Первая – теория бихевиоризма, которая меня научила самоутверждению; затем когнитивная психология помогла мне не смешивать свои представления с реальностью. Наконец, я познакомился с направлением когнитивной терапии, основанным на медитации. Книги таких авторов, как Джон Кабат-Зинн, открыли мне, что

Читайте также: «Медитация. На что способна эта восточная практика»

медитация может насыщать и обогащать все мгновения жизни.

Теперь ситуации, которые я раньше воспринимал как потерю времени (например, стояние в очереди) или неприятность (мои неудачи как терапевта), стали шансом лучше проживать текущее мгновение, лучше понимать то, что важно, и просто делать то, что нужно, без лишних переживаний.

Как вы этого достигаете?

К. А.:  С помощью медитации полноты осознания. Она во многом заимствована у буддистов и состоит в том, что ты просто существуешь в настоящем мгновении, ничего не ожидая и не вынося суждений. Совсем не похоже на наше обычное состояние! Ведь наш мозг большую часть времени начеку, чаще в состоянии тревоги, нежели покоя. Мы беспокойны по природе: на протяжении тысячелетий человек жил в негостеприимном мире, где в любой момент мог стать добычей хищников. На мой взгляд, одна из задач нашего времени – научиться «настраивать» этот древний мозг, извлекать из него лучшее, не становясь ни его жертвой, ни рабом.

Как вы применяете такой подход на практике?

К. А.:  Мне как психотерапевту часто приходится иметь дело с такими душевными состояниями, когда пациенты теряют контроль над своими мыслями. Больной бесконечно переживает свои неудачи, с тревогой думает о том, что предстоит сделать, или испытывает ощущение бессилия, но при этом не присутствует в жизни, в текущем мгновении («В то время как я проводил время с детьми, я думал о работе; а сейчас, когда я на работе, я думаю о детях»). Так вот, на терапии с помощью регулярных упражнений мы стараемся научить наших пациентов как можно чаще находиться в настоящем. Я объясняю, что эти упражнения позволяют жить более полной жизнью. Мы садимся, пациент и я, и на минуту закрываем глаза, сосредоточивая внимание на том, что происходит внутри: «Что я чувствую? Что я слышу вокруг себя?» Другое важное правило: если что-то не получается, мы не занимаемся самобичеванием. Мы себя не осуждаем. Приятие того, что есть, – вот еще одно основополагающее наставление буддизма.

Какое влияние оказало это путешествие на вашу жизнь по возвращении?

К. А.:  Первые дни я словно летал. Все оказывалось поводом для радости. А затем серьезно заболел мой отец, и я, увидев его, сразу понял, что болезнь смертельна. Много дней после этого мне было по-настоящему плохо. А затем однажды утром я полностью принял мысль о смерти отца. Я много медитировал в то время и однажды вдруг сказал себе очень отчетливо: «Твой отец умрет, через месяц или через год, и пока ты не примешь этот факт, ты так и будешь переполнен невыносимым горем». С этого момента мне по-прежнему было трудно, но я уже не был в состоянии бессильного протеста («Это ужас, так не должно быть!»). Я утешился в том, что я называю устранимой частью страдания. Я мог помочь отцу и был спокоен, находясь рядом с ним. Когда он умер, я перечитал строки буддийского монаха и философа Матье Рикара о последних минутах жизни его учителя: «В первые часы утра его дыхание остановилось, и его дух исчез в абсолютном пространстве». Эти слова отозвались во мне и помогли пережить горе.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Эва Солар/ автор статьи

Привет, дорогая! )
Я, психолог, коуч счастья и здоровья, а еще бизнес леди. Пишу в блоге КАК ЖИТЬ В КАЙФ.

Если мы обе считаем СЧАСТЬЕМ - быть здоровой, брать от жизни по-максимуму, наслаждаясь и даря ЛЮБОВЬ, этот блог для тебя!
ПОМОГАЮ стать счастливой - любимой, уверенной, реализованной и здоровой.

Сделайте маленький вклад в развитие блога! Поделиться с друзьями: